Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Контактная информация

Гид по Абхазии Ирина

Телефон, WhatsApp: + 7 (938) 437 - 37 - 73

Skype: irysha3031

(бронирование апартаментов, заказ индивидуальных экскурсий)

                       

Персональные туры

Каждое место привлекает путешественника разными аспектами. Европа - комфортом и культурным наследием, восток - экзотикой, Турция - фирменным all inclusive. Что же предлагает Абхазия... 

 

Бедийский собор

Бедийский собор, расположенный в селе Агубедиа Ткуарчалского района, является одним из самых ярких примеров абхазских православных храмов эпохи Средневековья. Он был построен в самом конце X века по приказу царя Абхазии Баграта II, который позже смог занять грузинский трон под именем Баграта III. Храм является усыпальницей своего основателя.

Церковь посвящена Влахернская иконе Пресвятой Богородицы, авторство которой приписывается евангелисту Луке. Икона, почитаемая у православных как чудотворная, была привезена из Иерусалима в Константинополь в V веке византийской императрицей Евдокией и подарена Пульхерии, сестре императора Феодосия II. Она поместила икону в церковь Богоматери во Влахернах, предместье византийской столицы, отчего икона и получила название. За свою историю эта икона сыграла большую роль в восточном христианстве.

Первая масштабная реставрация собора состоялась только в XIII веке, когда мастера заново отстроили фасад и купол здания. Тогда церковь приобретает характерные черты купольного храма. Внутреннее помещение формируют четыре подкупольных устоя, которые на западной стороне стоят свободно, а на восточной соединяются с междуалтарными стенками. Центральный зал церкви в западной её части отделяется от боковых помещений стенами, которые сверху декорированы арками и колоннами. Внешние стены строения были сложены из тёсаного камня, вероятно привезённого издалека специально для строительства Бедийского собора. Такие же плиты из песчаника оформляют и внутренние стены здания. Большинство росписей церкви сегодня являются утраченными, хотя в Средневековье они покрывали значительную часть внутренних стен. Одним из немногих сохранившихся изображений является сюжет из Ветхого Завета с ликом Константина, украшающий западную стену строения.

Наружный декор собора очень лаконичен: на восточной стене можно наблюдать резьбу по камню большого размера, изображающую крест; наличники окон и входов в церковь также отделаны тонкой резьбой с орнаментальными мотивами, отличающимися большим разнообразием.

В комплекс Бедийской церкви входят также руины большого дворца, выстроенного в камне. Это здание находилось всего в сотне метров от собора, сегодня от него остались лишь часть сводов и колонн первого этажа, где располагались трапезная и большой зал для проведения собраний. Второй этаж являлся местом жительства бедийских епископов, во владении которых находились обширные земли от церкви до реки Ингур. Дворец примечателен и тем, что из примыкающей к нему с севера колокольни можно было пройти прямо в церковное здание по специальному ходу.

Реликвии собора: Бедийская чаша

Главной святыней церкви считают бедийскую чашу, сделанную из червонного золота в конце X века. Поверхность потира была разделена на дюжину арочных частей, под которыми находились изображения некоторых апостолов, евангелистов, Богоматери и Христа. Чаша до наших дней сохранилась лишь частично: в Тбилисском Музее искусств Грузии можно увидеть верхню часть изделия. Тем не менее, мы можем судить о первоначальном облике потира, благодаря фотографиям знаменитой итальянской путешественницы Карлы Серены, посетившей Абхазию во второй половине XIX века. Чаша из Бедийского собора помогла учёным датировать постройку здания. Согласно отчеканенным на потире сведениям, выполненным алфавитом «асомтаврули», он был подарен храму его основателем, Багратом III, и его матерью Гурандухт. Здесь же указывается время дарения — 999 год — и титул Баграта — царь Абхазский. Это время и принято считать датой окончания строительства.

С приходом турок, установивших оккупационный режим на территории Абхазии, службы в Бедийском храме были прекращены. Лишь в 1816 году богослужения удалось восстановить. В 1912 году Сухумский епископ Андрей, в миру — князь Александр Ухтомский, являвшийся неординарным и авторитетным деятелем православной церкви, организовал массовое паломничество верующих к Бедийскому храму.

Перед Первой мировой войной в Сухуме вышла брошюра «О Бедийском храме», составителем которой выступила О. Ермолаева. В ней подробно рассказывалось об истории древнего храма. Ермолаева делает акцент на том, что во время запустения Бедийский собор не подвергался мародёрству или разрушению. Главную причину же оставления храма она видит в упадке древнего села Бедия, а не в нашествии турок-мусульман.

Современное состояние храма регулируется абхазскими специалистами, которые проводят реставрацию здания. Однако представители Грузии склонны обвинять реставраторов в замазывании грузинских фресок и покушении на аутентичность храма. В споре приняло участие даже внешнеполитическое ведомство Грузии, отправив особое обращение в ЮНЕСКО, в котором призвало организацию воспрепятствовать «целенаправленному уничтожению исторических и культурных памятников Грузии на территории Абхазии».

Сегодня собор де-факто находится в управлении у неканонической Абхазской православной церкви, но де-юре его принадлежность оспаривается Грузинской Православной Церковью.

В 2010 году Национальный банк Абхазии отчеканил юбилейную монету, изображающую Бедийский собор.