Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Контактная информация

Гид по Абхазии Ирина

Телефон, WhatsApp: + 7 (938) 437 - 37 - 73

Skype: irysha3031

(бронирование апартаментов, заказ индивидуальных экскурсий)

                       

Персональные туры

Каждое место привлекает путешественника разными аспектами. Европа - комфортом и культурным наследием, восток - экзотикой, Турция - фирменным all inclusive. Что же предлагает Абхазия... 

 

Храм в селе Илори (Очамчира, Абхазия) 

 

Древняя церковь святого Георгия Победоносца в абхазском селе Илори, что на окраине города Очамчира, была построена ещё в XI веке на месте Елыр-ныха, сакральном для абхазов. По преданию, один из местных князей едва не убил оленя на охоте, и раненое животное укрылось в развалинах святилища Елыр-ныха, где находился крест святого Георгия. Князь был настолько впечатлён произошедшим, что приказал выстроить на этом месте храм в честь этого святого.

Сегодня Илорская церковь представляет из себя целый комплекс исторически значимых зданий. Помимо непосредственно церковного строения в него входят ворота, с колокольней наверху, различные хозяйственные постройки и старинная ограда, сложенная из булыжников. Внутреннее устройство сооружения довольно простое и представляет из себя один зал с внутренним алтарным полукружием. Арки, опирающиеся на мощные пилястры, формируют однонефное внутреннее помещение. Естественное освещение устроено при помощи пяти окон.

За время своей истории церковь в Илори подвергалась нескольким перестройкам и реставрациям, в результате которых её внешний облик существенно изменился. Самые значительные изменения были внесены в XVII, когда активное участие в финансировании реконструкций принимал представитель мегрельского княжеского рода Леван II Дадиани. А в XIX веке строение обрело железную крышу. Мастерам удалось сохранить часть внутреннего декора и утвари, надписи на древнем алфавите «асомтаврули», а также рельефы на фасаде церкви. Основным поводом для реставрации стала серьёзная порча здания от большого пожара, случившегося во время турецкого владычества на абхазских землях. В советскую эпоху храм официально был закрыт, но продолжал действовать, а поток паломников ничуть не сократился — сюда прибывали на богослужения верующие не только со всей Абхазии, но даже из Западной Грузии.

Сегодня в храме находится несколько почитаемых православной церковью икон, которые являются мироточащими. Однако одним из главных богатств храма являлась Илорская икона Святого Георгия, ныне хранящаяся в музейном комплексе дворцов Дадиани в городе Зугдиди. Это триптих, изображающий спереди святых Дмитрия и Фёдора, а с внутренней стороны — святого Георгия в военной одежде. Икона снабжена пояснительными надписями на древнегрузинском языке.

Этой иконе народная молва приписывала поистине невероятные свойства. Считалось, что Илорская икона святого Георгия могла выступать посредником между конфликтующими сторонами с помощью весов правосудия, которые висели в церкви. Оппоненты должны были встать под весами и совершить перед иконой молитву, а чаша весов опускалась над головой невиновного. По преданию, чудесные весы, а с ними и способности иконы, исчезли после одного случая. Один мошенник, не желавший возвращать долг своему товарищу, пришёл с ним на молитву в храм, чтобы доказать свою правоту. Он поместил нужную сумму в свой посох, который передал заимодавцу. Икона и весы опустились над головой негодяя, и он смело ушёл восвояси, празднуя победу. После такого кощунственного обращения, чудесные весы вознеслись на небо, а икона перестала вершить суд. Но с тех пор в Мегрелии существует судебный обычай: на заседании должна присутствовать икона святого Георгия, списанная с Илорского прототипа. Согласно поверью, мошенник, поклявшийся на иконе, будет проклят святым защитником обиженных. Эта традиция получила название «гиночама», что означает в переводе «передача».

Церковь в Илори постоянно являлась предметом внимания иностранных путешественников, исследователей средневековой архитектуры, христианских миссионеров из европейских стран и Грузии. По их свидетельствам, храм не только был религиозным учреждением, но и нёс важную социальную функцию, ведь рядом с ним устраивались крупные торговые мероприятия, ярмарки. Долгие годы это строение служило единению жителей близлежащих районов.

Профессиональные учёные - историки и искусствоведы - живо интересовались Илорским собором. Вахушти Багратиони, один из ведущих грузинских историков XVIII века, подробно описал Илорский храм, охарактеризовав его как «бескупольную, маленькую, богатую и украшенную» церковь. Он фигурирует в работах таких учёных, как Жан Шарден, Дюбуа де Монпере, Марий Броссе, Андрей Павлинов, Дмитрий Бакрадзе и других. Особое внимание церкви в Илори уделил абхазский искусствовед А. Кация, защитивший кандидатскую диссертацию и издавший монографию об этом культурном и архитектурном феномене.

Илорский храм неоднократно становился объектом серьёзных конфликтов между Абхазией и Грузией. Как считает грузинская сторона, во время последней реставрации здания, проведённой в 2010 году, церковью было утрачено своеобразие, свойственное древнегрузинской храмовой архитектуре. Нарушение аутентичности исторического памятника, которому были присвоены некоторые элементы, характерные для русского зодчества, даже привели к выступлению представителей внешнеполитического ведомства Грузии. По их мнению, белый цвет штукатурки и возведение купола над храмом непоправимо сказались на исторической ценности здания.

Изображение этого строения увековечено в коллекционных монетах Грузии и Абхазии.